Все новости
22.06.2020
БИТ
http://bit.samag.ru/archive/article/2485

Антон Солохин: «Люди делятся на тех, кого система еще не разбудила в критический момент, и на тех, кто благодарен тому, что она уберегла их от беды»

Победитель

Внедрение бесконтактной системы мониторинга состояния водителя «Антисон»

  • Заказчик: ГУП «Мосгортранс»
  • Исполнитель: группа компаний КСОР

Краткое описание проекта
Общественным транспортом Москвы ежедневно пользуется несколько миллионов человек. Задача ГУП «Мосгортранс» обеспечить их комфорт и безопасность во время движения. «Антисон» – бесконтактная автономная система мониторинга состояния водителя на основе ИИ.

Инновационность используемых технологий. «Антисон» использует компьютерное зрение для распознания засыпания, курения, использования мобильного телефона, тем самым увеличивая безопасность на дорогах. В решении использованы технологии машинного обучения, edge-computing и интернета вещей. Весь цикл работы над продуктом происходит в компании: создание физических компонентов и разработка ПО, настройка и внедрение системы.

Масштаб проекта. Системой оборудовано более 7500 единиц наземного пассажирского транспорта (95% всего подвижного состава «Мосгортранс»). Аварийность снижена на 26%, предотвращено более 5000 возможных инцидентов, на 45% снижено число инцидентов.

Достигнутые результаты/социальная значимость. Главная метрика успешности проекта – спасенные жизни. Пассажирский транспорт Москвы стал значительно безопаснее для пассажиров, водителей и других участников дорожного движения. Снижение прямого ущерба от ДТП (предотвращенные случаи), снижение косвенных расходов на ликвидацию последствий ДТП, снижение расходов на содержание и поддержку парка. 

О том, как бесконтактное решение для мониторинга состояния водителей, которое интегрировано в систему видеонаблюдения на транспорте, помогает предотвращать ДТП, вызванные усталостью человека за рулем, рассказывает руководитель разработки группы компаний КСОР

– Когда родилась идея создать систему «Антисон»? Как долго вы над ней работали?

– В 2016 году команда инженеров КСОР взялась за решение непростой задачи: создать систему мониторинга водителя, которая будет использовать искусственный интеллект для анализа состояния человека. Был сделан прототип системы и проведены пилотные испытания.

В 2018 году появились первые пилотные проекты с несколькими предприятиями Московского транспортного узла.

В июне 2019 года была представлена сама система «Антисон» – бесконтактное решение для мониторинга состояния водителей, интегрированное в систему видеонаблюдения на транспорте.

С 2019 года системой «Антисон» оборудован подвижной состав ГУП «Московский метрополитен». В начале 2020-го компания выиграла тендер на установку почти 8000 устройств для пассажирского транспорта – и в том же году нашей системой был оснащен весь наземный общественный пассажирский транспорт города Москвы.

– Какие знания вам потребовались, например, по психологии или физиологии человека, чтобы сделать эту систему?

– Действительно, при разработке системы команда проекта учитывала психофизиологию и знания из этой области. Вообще история определения психофизиологического состояния берет начало в криминалисткие. Психофизиологическое состояние обвиняемого учитывается, когда, например, судьям нужно понять, насколько этот человек адекватен, чтобы суд признал его вменяемым.

Системы определения психофизиологического состояния человека делятся на два принципиально разных класса. К первому классу относятся системы контактного способа определения (определяется пульс, биоритмы и прочая телеметрия).

Второй класс – бесконтактные системы, к которым относится наша разработка «Антисон». В случае бесконтактных систем определение производится камерой, потом обрабатывается искусственным интеллектом.

Нейросеть определяет психофизиологическое состояние как функциональную реакцию человека на изменения внешней среды. То есть система распознает состояние человека и принимает решение, имеет ли он физическую возможность управлять транспортным средством.

– С какими проблемами вы столкнулись при работе над проектом и как решали их?

– Так как наша компания была первой на российском рынке, которая делала подобную систему, нам нужно было изучить всю необходимую информацию максимально тщательно, общаться со многими специалистами из различных сфер, анализировать зарубежный опыт и труды ученых, которые занимались разработками в этой области.

В результате долгой и сложной работы у команды проекта появился опыт создания продукта и высокотехнологичной компании с нуля. Например, пришлось доказывать, что стандартная инфракрасная подсветка для камер, используемая в устройствах второго поколения, абсолютно безвредна для водителей. Сертификация подтвердила безопасность устройств, но для снижения негативного отклика от водителей в следующих версиях устройств «Антисон» мы ушли от подсветки в видимой части волнового спектра.

Современные системы определения состояния водителей служат для оповещения водителя и диспетчерских служб при малейшем подозрении о нестандартном состоянии человека, управляющего транспортным средством, потому что цена пропуска такого эпизода чрезвычайно велика. Чтобы не пропустить опасность, приходится увеличивать чувствительность настроек алгоритмов, а это в свою очередь приводит к значительному числу ложных срабатываний системы. Чтобы минимизировать риски, нам потребовалось создать колл-центр, который подтверждает события и совершает регламентные действия, связанные с подобными событиями.

Некоторые проблемы, например, закрытие камер посторонними предметами, отворачивание камер в произвольные стороны или исчезновение SD-карт можно решить только административными методами при содействии клиента.

– Как работает «Антисон»? По каким признакам определяет, что водитель не просто устал, а может вот-вот заснуть или уже задремал?

– Когда водитель садится за руль, нейросеть сканирует и идентифицирует его лицо. Нейросеть с помощью камеры определяет ключевые точки на лице человека и строит их траектории во времени. На основании траекторий лицевых точек определяется текущее состояние человека.

Искусственный интеллект понимает, закрыты или открыты глаза водителя, в какую сторону смотрит человек, под каким углом. Также анализируются мимика, специфические повороты головы, зевания.

Например, если водитель моргает медленнее или наоборот чаще нормы (здоровый человек моргает в среднем 60 раз в 2-3 минуты), если он смотрит в сторону или часто зевает – для нейросети это признаки снижения концентрации.

– Может ли ваша система вывести водителя из полусонного состояния?

– Если по позиции лица искусственный интеллект понимает, что водитель засыпает или устал, он подаёт человеку громкий, неприятный звуковой и световой сигнал. При повторном обнаружении подобного состояния устройство отправляет сигнал в диспетчерский центр для обработки события. К факту события прилагаются фото- и видеоматериалы для принятия оператором решения о подтверждении.

Миссия «Антисна» не в том, чтобы наказать, а чтобы предотвращать состояния водителя, которые могут привести к аварийным ситуациям. Поэтому мы должны человека предварительно уведомить о том, что он чувствует себя не очень хорошо, и что он должен принять решение, как из этой ситуации выбраться (например, сделать перерыв).  В первую очередь система предупреждает самого водителя. Важно понимать, что технология мониторинга состояния водителя – это превентивный процесс, который направлен на предотвращение ДТП, а не на наказание человека за рулем.

– Работает ли система в слепых зонах, где нет интернета или плохая связь?

– Система работает всегда, когда транспортное средство движется, отслеживая состояние водителя и предупреждая его звуковым сигналом о состояниях, не совместимых с управлением транспортным средством. При отсутствии связи выявленные инциденты накапливаются во внутренней памяти устройства и передаются в Центр мониторинга при подключении к сети.

– Как собираются и анализируются данные в ней?

– Наш сервис собирает и анализирует записи о событиях, видео- и фотоматериалы, формирует разнообразные аналитические срезы для клиентов, которые позволяют получать статистику по узлам оргструктуры и формировать регулярные отчеты о событиях, выявленных нашим сервисом.

Также происходит формирование статистики по жизненному циклу оборудования, собираются статистика и причины сбоев, формируется заказ на производство новых устройств.

Размеченные нашими операторами данные используются для совершенствования алгоритмов выявления тревожных ситуаций.

– Как оценивают сами водители эту систему?

– Оценка смешанная. Люди делятся на тех, кого система еще не разбудила в критический момент, и на тех, кто благодарен тому, что «Антисон» уберегла их от беды. С каждым днем и с каждым предотвращенным ДТП или аварийной ситуации, благодарных водителей становится все больше.

– Есть ли аналоги вашей системы в других странах?

– Похожие системы есть в Швеции, Ирландии, США, Великобритании, Австралии и странах Ближнего Востока. Однако там мониторинг состояния водителя идет в основном в качестве дополнения к услугам трекинга транспортных средств, контроля расхода ГСМ, к решению логистических задач и управлению маршрутами.

Зачастую функции мониторинга состояния водителя в таких системах работают локально, оповещая водителей, и не составляют полный регламентный цикл от инцидента до принятия ответных мер. Насколько мне известно, фокус исключительно на мониторинге состояния водителей сделали только мы.

– Что было важно учитывать при разработке устройства с технологией мониторинга состояния водителя?

– Эргономичность устройства (человеку не нужно постоянно напоминать, что за ним следят). То есть в идеале устройство не должно быть видимым для водителя, и оно не должно производить никакие раздражающие воздействия на человека за рулем – за исключением ситуаций, которые требуют вмешательства системы.

При любых погодных условиях, при любом освещении устройство должно давать стабильное изображение, потому что если изображение будет менять яркость, то качество параметров алгоритмов может существенно снизиться. В этом случае появляется много пропущенных деталей, поэтому ошибки первого-второго рода нужно начинать купировать прямо с устройства.

Устройство должно обладать всей необходимой документацией для простой интеграции в транспортное средство. В противном случае не получится согласовать установку, и оно будет физически мешать водителю.

– В чем инновационность системы «Антисон»?

– Раньше мы не делали подобных разработок. И так получилось, что нашей компании повезло быть первой на российском рынке, создавшей эту систему. Наше главное отличие от конкурентов – наличие полного цикла: от выявления инцидента до реакции на нее в компании-клиенте. Это было бы маловероятным без организации сервиса «Ситуационный центр».

Это круглосуточный диспетчерский центр мониторинга инцидентов, зафиксированных «Антисном». Центр работает уже три года круглосуточно.

Диспетчеры ситуационного центра модерируют события, которые фиксирует и присылает нейросеть: засыпание человека за рулем, отвлечение его внимания, курение, разговор по телефону, усталость, непристегнутый ремень, отсутствие водителя в кадре и заслон камеры.

Ежесуточно в центр поступают десятки тысяч сообщений об инцидентах, каждое из которых просматривается диспетчером вручную. На основании подтвержденных событий проводится регламентная работа по взаимодействию с заказчиком.

– Где, кроме общественного транспорта, может применяться «Антисон»? И что требуется для внедрения системы?

– «Антисон» может использоваться во всех отраслях, где происходят процессы под наблюдением и управлением человека (например, специальный транспорт, техника, объекты критической инфраструктуры). Но пока что больше всего распространено применение системы именно на транспорте. Для внедрения сервиса необходимо питание в точках подключения устройств, дежурный оператор клиента, который будет получать оперативные сигналы о выявленных инцидентах и реагировать на них. Все остальное обеспечим мы.

– Будете ли вы наращивать возможности системы? Если да, то какие и когда?

– Сервис совершенствуется постоянно и непрерывно. Собираются отзывы от клиентов, службы эксплуатации и технической поддержки, операторов Центра мониторинга. Отдел продаж и продуктовый менеджер постоянно ищут новые возможности внедрения.

Также необходимо найти способ для устранения еще одной проблемы: водителю или машинисту не нужны вблизи зоны обзора посторонние отвлекающие факторы, или дополнительные устройства, пусть даже полезные как «Антисон». Поэтому для нас существует стратегическая задача, которую можно сформулировать следующим образом: «Сервис есть, а устройства нет». Все это предстоит решить в ближайшем будущем.